Вход в дом
Мобильная версия
Личностное развитие
4 статьи
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт.
4 статьи по теме «Личностное развитие»
Марина Анатольевна Костерина
Астролог, педагог
2 статьи по теме «Личностное развитие»
Структура развития личности
64 0
25 Декабря 2018

Структура развития личности

Разберем одну из теорий устройства личности и ее развития.

Когда ребенок рождается, он оказывается в некоем окружении: люди, вещи, звуки, атмосфера. Все это образует первый уровень, который Роберт Дилтс так и назвал — окружение.

Чуть позже малыш начинает действовать, учится управлять частями тела, следит за объектами и т.д. Это второй уровень — поведение.

Затем появятся первые способности, вытекающие из действий. С возрастом они будут усложняться. Уровень третий — способности.

Еще позже ребенок начнет делать выводы о том, как устроен мир. "Если мама улыбается, можно щипаться и пробовать залезть ей в нос и рот". Дальше сложнее:
"Если у тебя нет дорогих игрушек, тебя не будут любить". "Если слушаться целый день, то вечером могут дать пирожное". Это уровень убеждений.

Уже в подростковом возрасте появляются первые ценности: развитие, свобода, друзья, успешность. Формируется следующий уровень — ценности.

Самый высокий уровень — уровень личностного своеобразия. Это наши представления о том, кто мы, чем мы отличаемся от других, в чем наши сильные и слабые стороны.

Чем выше уровень, тем больше он влияет на наше поведение, выбор, жизненный путь. Если мое личностное своеобразие — ответственный, высоконравственный педагог, то я веду себя определенным образом и ни за что не отойду от этого. Если я решил, что я «неудачник», то я не буду даже смотреть в сторону задач, требующих усилий.

Европейская и российская системы образования рассматривают развитие по сценарию «снизу вверх». Мы меняем окружение ребенка, отдавая его в детский сад. Там его провоцируют на изменение поведения, и у малыша постепенно формируются новые навыки. Из того, как будет идти процесс в саду и школе, сложатся убеждения относительно устройства мира и сформируются ценности. Затем появится личностное своеобразие, которое определяет, успешен человек или нет.

В восточной системе образования много веков развитие начиналось с вершины пирамиды. Ребенка отдавали мастеру и он получал личностное своеобразие — учитель словесности, мастер по золоту, гончар. Он впитывал от учителя установки и ощущение себя. Он начинал представлять себя великим учителем. Поведение менялось автоматически.

У обоих вариантов есть свои минусы и плюсы. Когда мы становимся взрослыми, мы можем совмещать. Для того, чтобы менять убеждения, установки, грани собственного личностного своеобразия, нам нужно чаще быть в среде людей, владеющих необходимыми нам установками. Это нужно для освоения роли мамы, руководителя, наставника, в зависимости от задачи.

При наличии эмоционального контакта установки и убеждения наших друзей, коллег и знакомых «списываются» практически бессознательно. Также и убеждения тренера или учителя, к которому у нас симпатия и доверие. Мы «перенимаем» часть установок супруга и родителей. И это происходит автоматически. Новые установки меняют наши действия. Вслед за супругом мы можем изменить виды отдыха, читать другие книги, смотреть другие каналы и общаться с другими людьми. Наши нижние слои пирамидки плавно меняются.

Когда мы начинаем действовать — читать книги, ходить на новые мероприятия, общаться с другими людьми, — мы меняем уровень окружения и поведения, т.е. действуем снизу вверх. В этой стратегии изменения накапливаются постепенно. Набирается система знаний, формируется на основе нее новый навык и новые убеждения. И так трансформируется весь «скелет».

Когда ставите цели, подумайте, какого уровня эти цели? Это цель поведения, способностей или это про новую роль и личностное своеобразие? После того, как вы оцените уровень цели, начинайте работать над уровнем выше. Если у меня задача «выучить английский за год», то мне нужно проверять свои установки и работать с ними в первую очередь. Подумайте, какие поддерживающие убеждения про вашу способность обучаться у вас уже есть. Во что вы верите относительно своих способностей к языку?

Если обнаруживаются «я все бросаю, не успев начать», «языки мне трудно даются», «обучение — это нудно», вам будет трудно двигаться. Меняйте отношение. С коучем или самостоятельно, через книги, тренинги — не важно. Но двигаться вам будет легче, если ваши установки будут поддерживать вас. Сила воли — хорошее качество, но оно перестает работать там, где действия блокируются более высокими уровнями нашей психики.

Мы еще будем раскрывать каждый пункт из этой статьи более подробно.
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт.
64 0