Вход в дом
Мобильная версия
Дети
5 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
5 статей по теме «Дети»
Второй ребенок в семье: как это для старшего
19 0
15 Октября 2019

Второй ребенок в семье: как это для старшего

Меня часто спрашивают, что надо сделать родителям, чтобы при рождении второго ребёнка у первого не появилось ревности и капризов. Тема достаточно актуальна, поговорим о ней. Хочу отметить, в этой статье речь пойдёт о появлении второго ребёнка в семье, поскольку в многодетных семьях некоторые моменты происходят по-другому.

При рождении второго ребёнка в семье перед родителями стоит несколько задач, которые им необходимо выполнить, чтобы между сиблингами (дети одних родителей) создались тёплые отношения. Именно создание таких отношений сделает их друг для друга близкими и родными людьми «по зову крови». Другая сторона отношений — это холодные, конкурентные отношения, в которых бессознательно всегда будет присутствовать борьба за любовь родителей.

В своей многолетней работе я вывела определенные тенденции родительского поведения, которые ведут либо к формированию отношений «по зову крови» между детьми — назовем это полезным поведением родителей, либо к холодным конкурентным отношениям между сиблингами —  вредное отношение родителей.

С удовольствием с вами этим поделюсь. Поведение родителей, приведённое ниже, актуально для семей с двумя детьми, где старшие дети в возрасте до 8 лет. Для семей с детьми более старшего возраста задачи родителей остаются те же, поведение в некоторых моментах меняется, но целом остаётся аналогичным.

Что нужно сделать? Как это сделать?
1. Правильно старшему сказать о появлении младшего Правильное поведение родителей
  • Сообщить ребёнку, что у него будет братик или сестричка, по возможности сразу, как только родители узнают о беременности.
  • Мама и папа говорят об этом вместе. Важно, чтобы родители сидели рядом друг с другом, а ребёнок сидел напротив. У всех хорошее настроение. Первым говорит папа, мама его поддерживает. В адрес ребёнка направлены улыбка, доброжелательность, любовь.
  • Родители твёрдо уверены в том, что делают.
Вредное поведение родителей
  • Долго скрывать о рождении малыша.
  • Говорить об этом по отдельности или когда говорит только один родитель.
  • Говорить и вести себя загадками, непонятно и непредсказуемо для ребёнка.
  • Бояться за реакцию ребёнка и быть неуверенным.
2. Включить старшего в приготовление места для младшего (организация пространства) Правильное поведение родителей
  • Рассказывать, как с появлением малыша будет организовано пространстве в квартире, где будет находиться кровать каждого, куда переедут игрушки старшего.
  • Спрашивать у ребёнка, как он хочет, обсуждать разные варианты. Приходить к соглашению. Важно помнить, что последнее слово будет за родителями, но при этом мнение ребёнка учитывается.
Вредное поведение родителей
  • Изменить место расположения вещей старшего, ничего ему об этом не сказав.
  • Не спрашивать его мнения, как ему важно, и не разговаривать с ним об этом.
  • Игнорировать его желания.
3. Правильно принести малыша домой Правильное поведение родителей
  • Накануне папа проводит время с ребёнком в приготовлениях дома к встрече мамы с малышом.
  • Старший ребёнок заходит в квартиру первым вместе с папой. Они встречают маму с младенцем. Старший ребенок стоит впереди папы. Папа протягивает руки вперёд и говорит «Мы рады, что вы дома! Теперь у нас ещё есть ( называет имя малыша), нас стало 4». Мама, переступая порог квартиры, отвечает той же фразой от своего имени и дает подержать младенца старшему, затем передаёт папе. Конечно здесь могут быть разные вариации встречи, главное сохранить её смысл. Это важно для старшего.
Вредное поведение родителей
  • Не включать ребёнка в приготовления к встрече из родильного дома.
  • Не обращать на него внимания, приехав домой, думая, что он большой.
  • Игнорировать его.
4. Соблюдать иерархию рождения детей Правильное поведение родителей
  • Важные слова, которые необходимо говорить старшему:
    - У нас есть ты и твой/ая младший/ая братик/сестренка.
    - Ты старший/ая, он/она младший/ая.
    - Ты первый/ая, он второй/ая.
    - Вас у нас 2. Нас теперь 4.
  • Родителям важно помнить, что старший ребёнок — первый и всегда будет оставаться первым по иерархии. Родителям надо научиться распределять и раздавать любовь и заботу по иерархии. Если второй встаёт на место первого и любовь забирает первым, то старший всю жизнь будет за неё бессознательно бороться или откажется получать её вообще.
Вредное поведение родителей
  • Нарушать иерархию рождения детей.
  • Думать о старшем, что он большой, ему надо меньше и он может во всем позаботиться о себе сам.
5. Рассказывать старшему об изменениях в жизни с появлением младшего Правильное поведение родителей
  • Объяснять ребёнку, что происходит в семье и почему.
  • Папа говорит об изменениях правил в семье, мама поддерживает.
  • Разговаривать с ребёнком.
Вредное поведение родителей
  • Не давать ясность происходящего.
  • Ставить перед фактом событий.


История «Прогулка»


У четырёхлетней Анюты появился братик Ванечка. Событие, которое с нетерпением ждала вся семья, случилось. Аня вместе с папой готовилась к встрече с мамой и братиком. Она приготовила игрушки, которыми будет делиться с ним, придумала игры. И каково же было ее удивление, когда она узнала, что игрушки и совместные игры будут ещё не скоро. Ей, конечно, об этом говорили и раньше, но представлялось всё совсем по-другому.

Позже оказалось, что мама теперь не только её. Маму теперь ещё и делить надо. Это было самым непонятным для девочки.

Родители говорили Ане о том, что семья выросла. Раньше, давно-давно, семья была из двух человек: муж Андрей и жена Ирина. Потом у них появилась маленькая дочка Анечка, и их стало трое. Мама, папа и дочка. Сейчас семья снова выросла. Есть мама и папа, а у них есть Анечка и еще появился Ванечка. Анечка — первая, старшая. Ванечка — второй, младший. Нас стало четверо. Когда Анюта слушала родителей, ей было хорошо и чувствовала она себя счастливой. Только вот первая неделя после роддома внесла столько переполоха, что ей начинало казаться, что всё совсем не так.

Всё изменила в лучшую сторону первая прогулка. Вся семья вышла гулять. Аня держала своими ручонками коляску за перекладину посередине. Мама и папа везли коляску, держа её по бокам. Девочка шла и думала: «У меня есть папа, у меня есть мама, а у них есть я! Как хорошо, что всё так. А ещё у нас есть маленький Ваня. Ну ладно, пусть будет. Нас теперь четверо. Он тоже наша семья!»

Такие прогулки стали в семье регулярными. Семья вошла в свой ритм жизни. Аня была счастливая и спокойная.
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
19 0