Вход в дом
Мобильная версия
Дети
3 статьи
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт.
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Педагог-психолог. Семейный, детский психолог.
5 статей по теме «Дети»
Воспитание сказкой
69 0
6 Декабря 2018

Воспитание сказкой

Дети любят сказки. Слушать, сочинять, рассказывать. Сказка несёт информацию о том, что спрятано «за семью замками и семью печатями», в самой глубине души. Она открывает путь к сокровенному и таинственному. Все семьи по-разному воспитывают детей. Делают это так, как умеют, от безграничной любви до необъяснимой строгости. Сказка — надёжный помощник, когда не знаешь, как поступить. Разные ситуации происходят ежедневно. Дети шалят и проказничают. Строгость и наказание помогают ненадолго, они рассчитаны на внутренний страх. Когда страх проходит, поступки начинают повторяться. Лучше придумать сказочную историю под ситуацию и вовремя рассказать ее ребёнку. Такой воспитательный момент сделает больше, чем строгие наставления.

Вы спросите почему? Ответ прост!
Представьте, что с ребёнком случилась история, которую он не понял. На него обрушился шквал эмоций, а справиться с ними сложно. В голове поселились непонятные мысли и фантазии. Поведение желает лучшего. Вот тут-то и приходит на помощь сказка! История, похожая на ту, что произошла с ребёнком, расскажет мама или папа в сказке. Сказка со знакомыми событиями и хорошей концовкой даёт чувство защищенности и безопасности. Сказочная история несёт свой тайный смысл. Ребёнок берёт важное, видит себя и учится поступкам. Сказка зажигает в нём мечту о хорошем. Она показывает, что герой, прошедший все испытания, проявляющий лучшие качества, становится сильнее и добрее. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам, но он всегда может измениться и все исправить. Ребёнок делает положительные выводы, закрепляет хорошие привычки, принимает правила поведения и хороших поступков.

Расскажу вам историю.
На консультацию привели 5-летнюю Наташу. Она третий ребёнок в семье, большая любимица, ей разрешено делать всё, что хочет. Постепенно всё пришло к тому, что девочка стала требовать исполнения всех её желаний в один миг. Слово «подождать» её вводило в дикий ужас и истерику. Соблюдать какие-либо правила отказывалась. Началась работа. Для Наташи это были просто игры. В песочнице, ролевые и, конечно же, сказки, сказки, сказки…

Вот одна из них. «Жила-была девочка, похожая на тебя. Звали её Настя. Настя была славная девочка. Любила рисовать, гулять, играть. Много чего она любила, не любила только подождать. Она всё время говорила: «Не хочу ждать! Не буду ждать! Хочу срааааазу!». И ещё ножкой притоптывала. Однажды вышла Настя гулять во двор. Дети в песочнице строили замок, все занимались своим делом. Настя захотела построить самую высокую башню, а места для неё уже не было. Она залезла в песочницу и стала строить, как хочет. Дети стали говорить, что так не надо, это не по правилам. Настя их не слушала, ещё толкаться стала. Дети её прогнали: «Если не хочешь по правилам и подождать, пока закончим, тогда уходи!». Девочка заплакала и ушла. Сидит на скамейке и горько плачет. Вдруг слышит, кто-то рядом хихикает. Посмотрела вокруг – никого. Вдруг опять: «Хи-хи-хи…»
— Кто здесь? — спросила Настя.
— Это я. Хи-хи-хи… Подождушка! — раздался снова голос.
— Ктооо? —– удивилась Настя.
Девочка познакомилась с Подождушкой. Настя рассказала ей про свою грусть, про то, как её ребята выгнали, а она даже не поняла почему. И попросила помощи у Подождушки, чтобы она её научила, что делать. Послушала Подождушка и говорит:
— Даааа, история… Я знаю, как тебе помочь. Подарю я тебе камушек. Он не простой. Всегда, когда ты что-то сильно захочешь, надо подумать. Может, сейчас сразу это невозможно? Надо просто подождать. Всему своё время. Обязательно скажи про свои желания другим, а потом договоритесь, как они могут исполниться. Придумайте 3 правила для этого. А дальше надо подождать. Так делают все люди. Так устроен мир! Камушек будет тебе напоминать об этом. Он может лежать в кармашке или на тумбочке. Просто вспоминай про него. Однажды он может потеряться, это будет значить, что ты уже справляешься без него. Камушек тогда уйдёт к другой девочке, чтобы научить её подождать. Если ты так будешь делать, у тебя появится много друзей. Настроение твое будет хорошим.
Настя обрадовалась, теперь она знает, что делать. Сказала «спасибо» Подождушке и побежала обратно в песочницу. Весь день девочка весело играла с друзьями, строила замки. Настроение у неё было прекрасное. Ведь теперь у неё есть много друзей и среди них подружка-Подождушка. Настя была счастлива!”

Наташа послушала сказку, помолчала, повздыхала. И говорит: «Я тоже буду дружить с Подружкой-Подождушкой».
Конечно, эта была не одна сказка про Подождушку. Я придумывала другие сказки, мы играли в них. Наташа предлагала сюжеты. Постепенно в поведении девочки стали происходить изменения. Она научилась ждать, принимать и соблюдать правила.
Сочиняйте сказки для своих детей. Рассказывайте их с любовью.

Несколько советов для создания сказки


Совет 1.
Назовите героя так, чтобы его имя начиналось, как имя вашего ребенка. Например: НАташа (имя ребенка) – НАстя (имя героя сказки); ДАнил – ДЭн; МАРина – МАРта ; ОЛеся – ОЛя.

Совет 2.
Начните сказку: «Жил(а)-был(а) мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя. И звали…»

Совет 3.
Расскажите сказку в трёх временах. В прошедшем — как все было. Это та часть истории, что сейчас происходит с ребёнком. В настоящем — герой кого-то встретил, и этот кто-то его чему-то научил. Вот здесь вы и расскажете весь воспитательный момент. В будущем — в жизни героя произошли изменения, и он стал счастливым.

Совет 4.
После сказки наблюдайте за ребёнком. Дайте ему время подумать, прожить свои ощущения внутри. Будьте рядом, поддерживайте. Спросите, как ему сказка. Не настаивайте на ожидаемых для вас ответах.

Сочиняйте, пробуйте, экспериментируйте.

Вдохновения Вам!
Юлия Александровна Щеблыкина
Педагог-психолог. Семейный, детский психолог.
69 0