Вход в дом
Мобильная версия
Дети
8 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 статей по теме «Дети»
В школу без стресса или про мысли первоклассника вслух
6 0
3 Декабря 2019

В школу без стресса или про мысли первоклассника вслух

Школа – это познавательно, радостно и интересно. Именно о такой школе мечтают все: дети, родители, учителя, бабушки и дедушки. Реальность и мечты – все в одном флаконе. Это возможно! Стоит только приложить терпение, труд и смешать их с любовью.

Как театр начинается с вешалки, так школа начинается с первоклассника. И с того как начнется его школьная жизнь, будет во многом зависеть его дальнейшее желание учиться. Априори, дети тянутся к знаниям и ко всему новому. Только встречаясь с трудностями, как и любой человек, желает их обойти. А если еще и опыта нет, как с ними справляться, то и подавно возникает конфликт. В начале внутренний конфликт, затем межличностный ( родители - ребенок - учитель).

Чтобы понять поведение ребенка, надо понимать его мотивы, эмоции, мысли.

Практические советы в помощь родителям:

Ситуация 1.
Ребенок чрезмерно усидчивый, все уроки сидит послушно и внимательно слушает. На перемене старательно готовит вещи к следующему уроку. Родителям важно понимать, что ребенок может находиться в напряжение и тревоге.

    Рекомендуется:
  • Записать в спорт. секцию, создать условия, где ребёнок может активно двигаться. Прогулки на свежем воздухе 3~4 часа в день. Эмоциональная разрядка.
  • Возможна работа с психологом над эмоционально – волевой сферой, снятием тревожности и напряжения в теле.
    Не рекомендуется:
  • В период 1-го этапа физиологической адаптации примерно 2 месяца, желательно не отправлять его в кружки, где снова надо сидеть и кропотливо выполнять какую- либо работу. Хотя такое занятие ему возможно больше бы понравилось, чем спортивная секция.
  • Не сажать его сразу за уроки или чтение.

Ситуация 2.
Ребёнок вдруг резко стал неуправляем, кричит, машет руками, отказывается что либо делать.

    Рекомендуется:
  • Разговаривать с ребенком, проявлять чуткость, прислушиваться и наблюдать.
  • «Отзеркаливать» его чувства. Постарайтесь понять причины такого поведения (они обязательно есть).
  • Будьте активным слушателем, проводите выходные на совместном отдыхе.
  • Пересмотрите режим дня. Сколько ребенок спит (сон в период адаптации рекомендовано врачами 11 часов), прогулки, питание и отдых.
    Не рекомендуется:
  • Не кричите на ребенка и не наказывайте. В данной ситуации это только усугубит его состояние.
  • Не подкупайте в этот момент ребенка соблазнами. "Ты это сделай, а я тебе за это..." Это ловушка, а не выход из ситуации.

Ситуация 3.
Ребенок жалуется на одноклассников, на учительницу. К концу 1 четверти у него всё еще не появились друзья.

    Рекомендуется:
  • Поспрашивайте ребенка, как он себя чувствует, когда сидит на переменах один.
  • Понаблюдайте, как взаимодействует с другими.
  • Поиграйте дома в разные ролевые игры, где героям надо знакомиться и взаимодействовать.
  • Расскажите свои истории, придумайте сказку.
  • Научите ребенка интересным; играм и тому, как можно научить хотя бы одного одноклассника этой игре и вместе поиграть.
    Не рекомендуется:
  • Не стыдите ребенка и в то же время не проявляйте сверхжалости к данной ситуации.
  • Не обсуждайте при нем одноклассников, их родителей, учителя. То есть другими словами, не выставляйте весь мир как несправедливость и не клеймите сами своего ребенка титулом "бедняжечка".

Ситуация 4.
Ребенок гиперактивный. На уроках не слушает и отвлекает других.

    Рекомендуется:
  • Необходимо соблюдать режим.
  • Родителям важно иметь знания о том как необходимо взаимодействовать с ребенком, чтобы  уменьшить его возбудимость и тревогу.
  • Гармонично выстраивать детско-родительские отношений.
  • Быть чутким родителем.
    Не рекомендуется:
  • Нарушать привычный режим дня;
  • Заставлять долго выполнять монотонную работу;
  • Переписывать домашнее задание по нескольку раз, по принципу "пока хорошо не сделаешь, из-за стола не выйдешь ". Таким образом с гиперактивным ребенком результат не получить, при этом, отношения могут ухудшиться, его возбудимость повыситься.
  • Важно не создавать перенапряжения и не давать больших нагрузок.

Ситуация 5.
Ребёнок неаккуратно, небрежно пишет в тетрадях. Получает много замечаний.

    Рекомендуется:
  • Выполняйте регулярно упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
  • Приобретите для этого специальные тренажеры, резиновые мячики. Подберите хорошую ручку (например "ручка первоклассника "), тетрадь с четкими клеточками и  линиями.
  • Придумайте сказку про красивые и некрасивые цифры и буквы. Про ручку и пальчики, как они дружат. Используйте как можно чаще, свою фантазию, для составления сказочных историй, где с героями происходят похожие ситуации и как они с ними справляются.
    Не рекомендуется:
  • Не заставляйте ребенка часами переписывать цифры и буквы.
  • Не стыдите его и тем более уж не выставляйте его как неряху и недотепу на показ родственникам и чужим людям.

Во многих ситуациях родители могут помочь своему ребенку. Вовремя его поддержать и дать совет. У первоклассника с сентября до января проходит адаптационный период. Это время, за которое он и все члены семьи перестраиваются на другой образ жизни. Если за это время трудностей не стало меньше, а наоборот еще больше, то в таком случае рекомендуется обращение к психологу.

Важно чтобы школа и учеба были в радость. Сложно и интересно одновременно. Это залог успешности и хорошего настроения.

Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 0