Вход в дом
Мобильная версия
Дети
15 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
7 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 статей по теме «Дети»
Мария Сергеевна Перепелица
Адвокат, юрист, специалист по семейному праву
2 статьи по теме «Дети»
В школу без стресса или про мысли первоклассника вслух
40 0
3 Декабря 2019

В школу без стресса или про мысли первоклассника вслух

Школа — это познавательно, радостно и интересно. Именно о такой школе мечтают все: дети, родители, учителя, бабушки и дедушки. Реальность и мечты — все в одном флаконе. Это возможно! Стоит только приложить терпение, труд и смешать их с любовью. 

       Как театр начинается с вешалки, так школа начинается с первоклассника.  И с того, как начнется его школьная жизнь, будет во многом зависеть его дальнейшее желание учиться. Априори дети тянутся к знаниям и ко всему новому. Только встречаясь с трудностями, как и любой человек, желает их обойти. А если еще и опыта нет, как с ними справляться, то и подавно возникает конфликт. В начале внутренний конфликт, затем межличностный, родители ребенок учитель.  

           Чтобы понять поведение ребенка, надо понимать его мотивы, эмоции, мысли. 

  Практические советы в помощь родителям:

Ситуация 1.
Ребенок чрезмерно усидчивый, все уроки сидит послушно и внимательно слушает. На перемене старательно готовит вещи к следующему уроку. Родителям важно понимать, что ребенок может находиться в напряжении и тревоге.
Рекомендуется:
Записать в спорт. секцию, создать условия, где ребёнок может активно двигаться. Прогулки на свежем воздухе 3-4 часа в день. Эмоциональная разрядка. Возможна работа с психологом над эмоционально-волевой сферой, снятием тревожности и напряжения в теле.
Не рекомендуется:
В период 1-го этапа  физиологической адаптации,  примерно 2 месяца, отправлять его в кружки, где снова надо сидеть и кропотливо выполнять какую-либо  работу. Хотя такое занятие ему возможно больше бы понравилось, чем спортивная секция.
Сажать его сразу за уроки или чтение.

Ситуация 2.
Ребёнок вдруг резко стал неуправляем, кричит, машет руками, отказывается что-либо делать.
Рекомендуется:
Разговаривать с ребенком, проявлять чуткость, прислушиваться и наблюдать. 
«Отзеркаливать» его чувства. Постарайтесь понять причины такого поведения, они обязательно есть.
Будьте активным слушателем, проводите выходные на совместном отдыхе.
Пересмотрите режим дня. Сколько ребенок спит (сон в период адаптации рекомендован врачами продолжительностью 11 часов), прогулки, питание и отдых.
Не рекомендуется:
Кричать на ребенка и наказывать его. В данной ситуации это только усугубит его состояние.
Подкупать в этот момент ребенка соблазнами. "Ты это сделай, а я тебе за это..." Это ловушка, а не выход из ситуации.

Ситуация 3.
Ребенок жалуется на одноклассников, на учительницу.  К концу 1 четверти у него все еще не появились друзья.
Рекомендуется:
Поспрашивайте ребенка, как он себя чувствует, когда сидит на переменах один.
Понаблюдайте, как взаимодействует с другими.
Поиграйте дома в разные ролевые игры, где героям надо знакомиться и взаимодействовать.
Расскажите свои истории, придумайте сказку.
Научите ребенка интересным играм и тому, как можно научить хотя бы одного одноклассника этой игре и вместе поиграть. 
Не рекомендуется:
Стыдить ребенка и в то же время проявлять сверхжалости к данной ситуации.
Обсуждать при нем одноклассников, их родителей, учителя. То есть другими словами, не выставляйте весь мир как несправедливость и не клеймите сами своего ребенка титулом "бедняжечка".

Ситуация 4.
Ребенок гиперактивный. На уроках не слушает и отвлекает других.
Рекомендуется:
Соблюдать режим.
Родителям важно иметь знания о том, как нужно взаимодействовать с ребенком, чтобы  уменьшить его возбудимость и тревогу.
Гармонично выстраивать детско-родительские отношения.
Быть чутким родителем.
Не рекомендуется:
Нарушать привычный режим дня.
Заставлять долго выполнять монотонную работу.
Переписывать домашнее задание по несколько раз, по принципу "пока хорошо не сделаешь, из-за стола не выйдешь". Таким образом с гиперактивным ребенком результат не получить, при этом отношения могут ухудшиться, а его возбудимость повыситься.
Важно не создавать перенапряжения и не давать больших нагрузок.   

Ситуация 5.
Ребёнок неаккуратно, небрежно пишет в тетрадях. Получает много замечаний.
Рекомендуется:
Выполняйте регулярно упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Приобретите для этого специальные тренажеры, резиновые мячики. Подберите хорошую ручку (например, "ручка первоклассника"), тетрадь с четкими клеточками и линиями. 
Придумайте сказку про красивые и некрасивые цифры и буквы. Про ручку и пальчики, как они дружат.
Используйте как можно чаще свою фантазию для составления сказочных историй, где с героями происходят похожие ситуации и как они с ними справляются.
Не рекомендуется:
Заставлять ребенка часами переписывать цифры и буквы.
Стыдить его и тем более выставлять его как неряху и недотепу напоказ родственникам и чужим людям.

Во многих ситуациях родители могут помочь своему ребенку. Вовремя его поддержать и дать совет. У первоклассника с сентября до января проходит адаптационный период. Это время, за которое он и все члены семьи перестраиваются на другой образ жизни. Если за это время трудностей не стало меньше, а наоборот еще больше, то в таком случае рекомендуется обращение к психологу. 

    Важно, чтобы школа и учеба были в радость. Сложно и интересно одновременно. Это залог успешности и хорошего настроения. 

Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
40 0