Вход в дом
Мобильная версия
Дети
8 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 статей по теме «Дети»
Про идеальное материнство
11 0
21 Ноября 2019

Про идеальное материнство

Мы все мечтаем в детстве, что станем не такими, как наши родители. Уж мы-то точно будем принимающими и дающими свободу. Но вот наступает родительство. Долгожданное, если повезет. И мы вдруг обнаруживаем, что мы очень похожи на своих родителей и быть «правильными» очень сложно.

Мы хотим спрятаться от этого бессилия перед попыткой стать идеальным. Мы понимаем, что чувствуем не только бесконечную любовь, но злимся, устаем, не хотим быть мамой, хотим, чтобы нас оставили в покое. «И прекрати уже орать все время! Не могу быть с тобой в контакте больше 30 минут. Не хочу полдня ползать на коленях и изображать колобка. Нет сил вечером подробно выяснять твои чувства за целый день и слушать про ту игрушку, которую тебе Петя не дает. У тебя этих игрушек дома целый магазин, черт возьми! Зачем тебе дался этот долбанный паровоз?!»

Ненавидя себя за все эти чувства мы начинаем таскать ребенка по развивающим кружкам. Напряжение спадает. Ребенок развивается не по годам. В три года читает, пишет, говорит на английском — гордость родителя, имхо.

А если посмотреть глубже? Ребенку нравится именно это или то, что его все хвалят? А если не хвалить, он сам будет этим заниматься и просить с ним в это «поиграть»? А что мы тогда формируем? И еще учим нашу любовь заслуживать тем, чтобы что-то делать лучше других. Что из этого вырастет? Правильно — перфекционист, у которого все должно быть лучше других.

Счастье не от процесса и результата. Там вообще не про счастье будет речь. Хоть какая-то удовлетворенность появляется, если весь вымотался и сделал скворечник с санузлом, ванной, подогреваемым полом. Да, умотал всех вокруг, да, птицам по барабану на всю эту мишуру. Им это вообще неудобно. Им нужен просто скворечник, недоступный котам и детям. Им не подходит то, что кто-то собирается лазить туда, батарейки менять.

Ребенок потом будет сидеть и плакать, что истратил все карманные деньги и все каникулы на улицу не ходил, а в его скворечнике никто не живет. Страшнее, что он вырастет и потратит жизнь на уже скворечник для собственной семьи, в котором никто не захочет жить. Потому что семья — это время на отношения, а не на поиски самого «навороченного» скворечника, от которого «учительница» и «весь класс» обомлеет.

Знаете, что происходит с детьми, которых натаскивают интеллектуально и у которых теряют эмоциональное развитие?
Они уходят в шизоидный психотип. Развивается только зона интеллекта, а зона эмоций замирает. Ребенок перестает искать контакта с другими детьми. Он «уходит» в обучение. При сильном перекосе эти дети могут показывать выдающиеся достижения в интеллектуальном развитии.

Иногда в 12 лет они уже заканчивают общеобразовательную школу и поступают в ВУЗы, к 20 годам защищают диссертации. При этом они совершенно не способны выстраивать отношения. Им не понятен смысл взаимодействия с другим человеком, если это не несет образовательных результатов.
Когда психолог слышит восхищенное родительское: «Он у нас гений. Со сверстниками не особо общается, ему с ними не интересно», — он понимает, как ужасно происходящее.

Ребенок не умеет общаться. Не способен к взаимодействию. Это настоящая беда для него самого. Он обречен на отсутствие тепла семейной жизни, на внутренний комфорт, радость от общения. Он навсегда изгой общества. Причем он сам выбрал эту роль из-за собственной эмоциональной несостоятельности.

Чтобы ваш ребенок был счастлив, ему не нужны курсы. Присмотритесь к нему. Улавливайте его желания. Поддерживайте его в них с самого раннего возраста. Сформируйте ощущение, что он молодец, и чувство безопасности в семье. Он сам будет стремиться к развитию и покажет вам чудеса по скорости в обучении, если вы дадите ему возможность выбирать деятельность, интересную лично ему в каждый период.

Разберитесь с возрастной периодизацией. На каждом этапе предлагайте ту деятельность, которая свойственна текущему периоду. Не тащите его на английский в 3 года. Основная деятельность этого периода — игра. Садитесь и играйте! Ищите то, что нравится именно вашему ребенку. Учите его играть. Пальчиковые театры, куклы, сказочные герои и машинки.

Рассказывайте просто о том, как устроен мир. Идите гулять вместе и не утыкайтесь в телефон, а присоединяйтесь к игре. Расскажите, чем пчелка отличается от мухи, почему качаются деревья, почему солнышко вечером исчезает. Больше учите малыша самостоятельно делать что-то, что он уже может. Обсуждайте ежедневно чувства и эмоции. Ваш ребенок сколько чувств знает? А эмоций?

Разобраться в этом вопросе сложнее, чем выучить английский — это правда. Но это про настоящее. Про его счастье во взрослой жизни.
Это не просто. Это огромная работа родителей. И начать лучше с признания этой сложности. Позволить себе продвигаться в своем темпе. «Вылетать», снова возвращаться к движению. Прощать себе «откаты» и вместе шагать по дороге к эмоциональной близости и контакту.

Всем терпения в пути.
Ваша Елена Будаева
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
11 0