Вход в дом
Мобильная версия
Дети
8 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 статей по теме «Дети»
Как формировать трудолюбие у детей
13 0
19 Ноября 2019

Как формировать трудолюбие у детей

Люблю наблюдать за играми детей. Игра говорит обо всем, что для ребенка сейчас важно. Взрослый может присоединиться к игре и направить ее в развивающем русле. В игре можно научить и научиться многому. Игры, в которых дети используют разные инструменты, развивают желание мастерить своими руками. Трудолюбие формируется у детей в возрасте от 6 до 12 лет. Игра и совместная трудовая деятельность со взрослым закладывает основы формирования трудолюбия. Ребенок осваивает новые инструментальные навыки и показывает их. Завоевать признание и получить одобрение является для него самым важным в этом процессе. Он берет инструмент, с его помощью что-то мастерит, показывает взрослым и получает похвалу. Быть хорошим и получить признание! Это именно то, ради чего малыш приложил усилия и трудился. Реакция взрослого становится ключевой в дальнейших желаниях ребенка.

Шестилетний Миша сидел около папы и смотрел, как ловко в папиных руках взлетает молоток и «бахает» по гвоздям. Он представлял себя ловкачом, как одним махом забьет гвозди и будет такой же сильный, как папа. Когда Миша остался один в комнате, то не раздумывая схватил молоток и стал «бахать» по гвоздям. Гвозди не слушались, молоток вываливался из руки, и последний удар пришелся по маленьким пальчикам. Слезы хлынули из глаз, крик раздался по всей комнате. Семья сбежалась вокруг Миши, начала утешать.

Ход развития событий у истории дальше может быть разный. От этого зависит, как в будущем будет складываться чувство трудолюбия у ребенка.

Сюжет 1

Семья сбежалась вокруг Миши, начала утешать. Мама взяла сына на колени, покачала, погладила раненые пальчики и сказала: « Мишенька, я вижу, что ты пробуешь делать что-то новое. Я здесь, если тебе нужна моя помощь, скажи. Я тебе помогу. Я тебя люблю!». Папа наклонился над сыном, положил ему руку на плечо и сказал: «Сын, я смотрю на тебя и вижу, что ты растешь. Настало время учить тебя колотить молотком и держать гвозди. Ты уже и сам стал это делать. Я тобой горжусь!» Получив поддержку в том, что все хорошо, Миша быстро успокоился и уже через несколько минут папа показывал ему, как надо держать молоток и гвозди. Вечером папа с сыном пошли в магазин игрушек и купили огромный набор разных строительных предметов и по желанию Миши маленький, но настоящий молоток. Миша был доволен и горд собой. Он решил завтра взять свои инструменты в садик и научить мальчишек ими пользоваться.

Сюжет 2

Семья сбежалась вокруг Миши, начала утешать. Мама взяла сына на колени, покачала, погладила раненые пальчики и сказала: «Мишенька, ну что же ты такой неуклюжий! Ты же еще маленький, зачем ты схватил этот тяжеленный молоток. Ну ни на минуту тебя оставить нельзя! Никогда не бери папины инструменты. Можешь пораниться!». Папа посмотрел на сына исподлобья, что-то фыркнул себе под нос, собрал инструменты и ушел. Миша его не видел до вечера. Мальчик весь день капризничал, ходил грустный и расстроенный. Для себя он решил, что от таких предметов надо держаться подальше.

Поддержка, забота, принятие, доверие и безусловная любовь — это основные базовые вещи, которые необходимы ребенку в любом возрасте. Вы спросите, какое отношение они имеют к формированию и развитию чувства трудолюбия? Самое прямое! У ребенка что-то получается хорошо, а что-то пока еще не получается, но обязательно получится, если в него верить. Для этого и нужны поддержка, забота, принятие, доверие и безусловная любовь.

Трудности, с которыми может встретиться ребенок, если чувство трудолюбия не формируется :
  • Не может овладеть навыками инструментальной деятельности;
  • Неумение выполнять определенные действия;
  • Совместная деятельность дается с трудом;
  • Появляется чувство собственной неполноценности;
  • Отказ от участия в каком-либо труде;

Задачи родителей:
  • Создавать условия, чтобы ребенок включался в совместную трудовую деятельность;
  • Поддерживать его при любых обстоятельствах (даже если он что-то испортил) и учить правильно пользоваться предметами;
  • Адекватное отношение к тому, что делает ребенок;
  • Всегда помнить, что ребенок делает первые шаги в данной деятельности. ОН УЧИТСЯ!
  • Предоставлять доступ к разным простым инструментам, обязательно учить ими пользоваться и быть рядом. Это могут быть: молоток, отвертка, плоскогубцы, рулетка, поварешка, кастрюли, разная посуда, приспособления для чистки аквариума, нитки, иголки и т. д. А так же в арсенале игрушек необходимо иметь игрушечные инструменты.

Хорошо, если у мальчика будет ящик с игрушечными инструментами. Ребенок сидит рядом со взрослым, и они вместе что-то ремонтируют. Каждый своими инструментами. В сознании ребенка формируется «Я такой же, как папа или дедушка» или «Я умею делать так же, как он». Я хороший!

Для девочек своя игрушечная кухня, детская посудка, утюг, гладильная доска и т. д. Девочка трудится рядом с мамой своими игрушками, и в ее сознании формируется «Я такая же, как мама. Я делаю так же». Я хорошая!

Важно ребенка хвалить, поддерживать, признавать его труд. Чтобы дети лучше проникались чувством трудолюбия, им можно читать трудовые сказки. Сказки можно придумать и самим.
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
13 0