Вход в дом
Мобильная версия
Дети
9 статей
Эксперты темы
Елена Станиславовна Будаева
Психолог, коуч, психотерапевт, гипнотерапевт
5 статей по теме «Дети»
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
6 статей по теме «Дети»
Дети познают мир — это важно!
72 0
26 Сентября 2019

Дети познают мир — это важно!

Дети по своей природе устроены так, что им интересно познавать новое. Они открыты для экспериментов, исследований. В основе развития детей, начиная с 3 лет, лежит интерес и любопытство. Позже, после 5 лет, начинает развиваться познавательный интерес. К середине первого класса познавательный интерес начинает формироваться в учебную мотивацию.

Выходит, что насколько до школы у ребёнка были сформированы любопытство и интерес, настолько и учёба будет для него интересной и важной.

Давайте обо всем подробнее. Представьте ситуацию. Ребёнок пошел в 1 класс, и все вокруг сразу ждут от него ответственного отношения к учёбе, желания учиться — одним словом, чтобы была учебная мотивация. Оказывается, чтобы к ней прийти, ребёнку надо проделать огромный путь с самого рождения.

Давайте вместе вспомним то время, когда вы впервые взяли на руки своего долгожданного кроху. Любовались, целовали его или её и сами себе обещали, что сделаете всё, что в ваших силах и даже больше. Потом начались пелёнки, распашонки, бессонные ночи, прививки, зубки, капризки… Много-много всего важного, и среди этого важного что-то другое, не менее важное, могло легко затеряться.

И вот малыш подрос. Что он хочет в свои 1,5 года? Что для него важно? Оказывается, очень много. Он хочет исследовать и ощущать окружающий мир. Ребёнок познает мир на вкус, по запаху, на ощупь, изучает своё взаимодействие с предметом и выражает при этом эмоции. Важно ему это позволить! Разрешать проявлять любопытство и инициативу. Развивать восприятие, используя все органы чувств. И просто с ним играть.

Например, в такие весёлые и забавные игры, как эти:
  1. Рыболов
    Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: веточки, маленькие деревянные игрушки малыша, он их с удовольствием будет приносить сам. Предложите ему с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы.
  2. Волшебная губка
    Рассыпьте горсть крупы по подносу и покажите малышу, как аккуратно можно её смести щеточкой в совочек (приобретается навык убирать за собой). Затем налейте на поднос воду и покажите как работает «волшебная губка» — собирает пролитую воду, и поднос вновь становится чистым и сухим.
  3. Придумывайте игры вместе с малышами.
    Дети всегда в руки берут всё, что им сейчас важно для развития. Наблюдайте за ними и включайтесь в игру с этими предметами:
    - подбирайте крышки к баночкам;
    - ищите одинаковые фасолинки, макарошки и раскладывайте их по вазочкам;
    - сортируйте игрушки и предметы по цвету, по размеру и т. д.;
    - разворачивайте предметы и заворачивайте;
    - используйте лепку, песок, воду.
В возрасте от 1,5 до 3 лет вокруг ребёнка важно создать атмосферу, в которой ему придётся самостоятельного подумать и установить причинно-следственные связи. Вы вероятно удивитесь! Как такое возможно?! И мой ответ будет — «Да, возможно!».

Давайте представим ситуацию. У двухлетнего ребёнка под шкаф укатился мячик. Что вы будете делать?

Мама наблюдающая, заботливая Мама тревожная, гиперопекающая
Будет наблюдать за ребёнком.
Отзеркаливать ему его эмоции и поддерживать. «Я вижу, что сердишься. Ты расстроен, потому что мячик укатился и ты не можешь его достать. Так бывает».
Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать. «Давай придумаем, что нам может помочь достать мячик. Нужна длинная палка и т.д.»
Поддерживать и хвалить за достижения. «Я рада, что ты можешь думать сам».
Результат.
Ребёнок учится наблюдать за миром, думать, пробовать разные способы взаимодействия с предметами, получать результат и видеть причинно-следственные связи. Если длинную палку засунуть под шкаф и там ею пошерудить, то мячик вылетит.
Заложили ещё один кирпичик для развития любознательности.
Будет предугадывать события, не дав им развиться. Побежит за мячиком быстрее, чем он катится.
Если мячик всё же укатился, будет обвинять мячик. «Ах какой мячик нехороший, укатился под шкаф. Нашего Ванечку расстроил». Ответственность за всё переложилась на мячик, а Ванечка-то и не при чём.
Успокаивая ребёнка, будет ещё больше усиливать его обиду. Ванечка видел, что мячик он закатил. А мама говорит – «Сейчас мячик достанем и наругаем его. Не расстраивай больше нашего Ванечку». И сама лезет за мячиком.
Результат.
Тревожный, неспокойный ребенок. Постепенно теряющий интерес ко всему, что происходит вокруг.

3 года — возраст почемучек. Ребёнку важно задать вопрос, получить ответ и продолжать играть.
Содержание игр предыдущего возраста частично остаётся, усложняются условия, увеличивается количество предметов.
Добавляются игры :
  • «Что было вначале, что потом»,
  • загадки с ответами в рифму.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор……. ( Айболит)
Желтые комочки,
Легкие, как вата!
Бегают за квочкой,
Это кто? ….( Цыплята)

В возрасте от 3 до 6 лет детям важно устраивать игры-фантазии, собирать информацию о том, как и почему устроен мир. Когда и как долго в нём всё происходит, собирать информацию о самом себе.
Денис (3 года), после утренника в детском саду:
- Мам, а Дед Мороз не настоящий был, не волшебник он…
- Почему ты так решил?!
- Ну как, ёлку с первого раза зажечь не смог, помогать пришлось, мешок с подарками потерял, искали….. Ну какой это волшебник?!

Коротко, мы прошлись по тем этапам развития, которые способствуют развитию у детей любопытства, фантазии, позже познавательному интересу и наконец учебной мотивации, когда ребёнок уже пойдет в школу и начнет учиться. Задача родителей — создать необходимые условия в атмосфере любви, чтобы ребёнок гармонично развивался.
Юлия Александровна Щеблыкина
Семейный, детский психолог, коуч
72 0